Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы МБДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Имеющиеся в МБДОУ средства обучения:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
-аудиовизуальные (слайды);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные) спортивные снаряды, мячи и т.п. Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкальнохудожественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Наличие средств обучения и воспитания для детей с ОВЗ
Организация пространства Двигательная - обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей. Оснащена ковровым покрытием. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре. Игровая зона оборудована в группе. Обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей.
Организация среды. В группах созданы следующие центры: - сюжетно-ролевых и режиссерских игр (атрибуты для театрализованной деятельности: разнообразные виды театров «Би-Ба-Бо», пальчиковый, теневой, настольный, на фланелеграфе, сказочные персонажи; атрибуты для сюжетноролевых и режиссерских игр: «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Аптека», «Мы шоферы», «МЧС», «Моряки»); - познавательной активности - (раздаточный, демонстрационный, счётный, занимательный и познавательный материал, набор геометрических фигур, набор объёмных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина), дидактические игры и пособия: «Блоки Дьенеша», танграмы, цветные счетные палочки «Кюизинера», «Логический домик», «Целое-часть», «Мои первые цифры», игры из серии «Учись, играя» и пр.; - для самостоятельной деятельности детей: «Уголок ИЗО» - фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, бумага для рисования, печати, штампы, кисти разного размера, цветная бумага, клей, материалы для нетрадиционных техник рисования: ватные палочки, губки, сухие листья и мн.др.; «Книжный уголок» - русские народные сказки, рассказы о природе и о животных, сборники стихотворений, иллюстрации к сказкам, игры по познавательному и речевому развитию; - для двигательной активности - (оборудование для организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы: кольцеброс, кегли, мячи разных размеров, маски, скакалки, флажки, мешочки с песком, настольный волейбол, картотека подвижных и малоподвижных игр). Для проведения профилактических и закаливающих мероприятий: стаканчики для полоскания рта, массажные коврики. - для настольно-печатных и развивающих игр - (альбомы о природе, живописи, животных), дидактические игры для детей старшего возраста, «Лото», «Мозаика», игры по изучению ПДД, игры по обучению грамоте; - для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями уголок природы: оборудование для ухода за растениями, алгоритмы, модели, дневники наблюдений за посадками, календарь погоды; детская лаборатория: оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности: (микроскоп, лупа, фартуки, природный и бросовый материал: банки и колбы, стаканчики, губки, коллекция ракушек, семян, мелкие игрушки (киндерсюрприз), мелкие чашки, пластмассовые стаканы и ложечки, ситечки, металлические и деревянные предметы и др.); настольно-печатные и дидактические игры по экологии: «Про растения», «Части суток», «Времена года», «Веселый зоопарк», «Во саду ли, в огороде», «Ботаническое лото». - для отдыха (уголок уединения, игрушки с наполнителем «антистресс»). В работе с детьми педагоги используют инновационные технологии: - В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» (на каждого ребенка имеются пособия и развивающие игры В.Воскобовича: геоконты, квадраты Воскобовича, складушки, методические сказки, сенсорная страна «Фиолетовый лес», чудо - головоломки: чудо - крестики, чудо - цветики, чудо - соты, лабиринты букв и цифр, теремки для обучения чтению от 3 лет (кубики с вкладышами), игры - вкладыши, шнуровки, кораблики для обучения цифрам и счету «Буль - Буль» и «Брызг – Брызг», карточки с буквами); - песочную терапию (в группе имеется настольная песочница с подсветкой); - ТРИЗ (алгоритмы, схемы, символы, мнемотаблицы, «Кольца Луллия»); - ИКТ (в группе имеется ЖК-телевизор, DVD - проигрыватель, проектор, экран, ноутбук, картотека презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по познавательному развитию); - проектные технологии (имеются продукты по реализации проектной деятельности по темам: «Народные ремесла и промыслы», «История моей семьи», «Мой край родной», «История игрушек»» и др).
В рамках участия в региональном проекте «Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОО («Бережливый детский сад») воспитателями оформлена креативная среда в группах с использованием системы 5С. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Центральный вход оборудован звонком. При входе на территорию детского сада и в здание имеются специализированные визуальные средства отображения информации: табличка Брайля (название ДОО, контактные данные).
Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников.
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют.
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо!