Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросание, ловле и т. д .Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др .Совместные деиствия в играх сближают участников, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успехов.
Источником подвижных игр с правилами являются народные, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В детском саду для каждой возрастной группы предусмотрены подвижные игры , в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
Поиграйте с малышами в игру «Достань предмет.».
и На шнур можно повесить колокольчики, бабочек ( сделанных из бумаги) и др. Нужно следить за тем , чтобы дети , подпрыгивая , касались предметов поочерёдно правой и левой рукой.
«Мой весёлый звонкий мяч» .
Взрослый отбивает мяч одной рукой , произносит текст:
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Затем кладёт мяч и предлагает ребёнку попрыгать, «как мяч». Можно читать
стихотворение , отбивать мяч, и прыгать одновременно; малышам очень
нравится когда взрослые активные и позитивные.
«Угости белку орешками».
Белка (игрушка) находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребёнка, висит корзинка. Чтобы «угостить белку орешками» (положить орешек в корзинку), ребёнок должен хорошо подпрыгнуть. Родители следят, чтобы дети отталкивались двумя ногами и мягко приземлялись. Можно повесить несколько корзин на разной высоте , это повысит эмоциональный подьём детей.
«Прыгни через шнур».
На полу положить шнур длиной 3-4 метра родитель и ребёнок подходят к шнуру и по сигналу перепрыгивают через него. Можно положить параллельно 5-8 шнуров разного цвета( на расстоянии 50 см.)
«Прыгни в обруч».
На полу лежит обруч диаметром 1метр. Предложить малышу подойти к нему и прыгнуть в обруч, а затем выпрыгнуть из обруча. Можно предложить попрыгать вокруг обруча, походить, побегать.
«По дорожке».
По дорожке ребёнок прыгает на двух ногах, продвигаясь вперёд. В конце дорожки взять из коробки мяч и прокатить его по той же дорожке в обратном направлении и бежит за ним. Если ребёнку трудно выполнять упражнение , то не следует требовать, чтобы он допрыгал до конца дорожки. Для дорожки можно использовать цветные шнуры, цветные мелки или цветную клеёнку.
«Догони меня».
Предложить ребёнку поиграть в догонялки. Родитель говорит слова « раз, два, три меня догони» и убегает , а малыш его догоняет. Можно догонять ребёнка.